Блог Анжелики Сидоровой на Sports.ru
Теперь у меня есть блог! Первая тема, конечно, Доха-2019.
А в целом, хотелось бы просто больше рассказывать о своем виде спорта
Встречайте блог чемпионки мира Анжелики Сидоровой! Живой рассказ про опоздание на стадион, трясущиеся руки и особую технику с шестом
Всем привет! Я Анжелика Сидорова – чемпионка мира в прыжках с шестом.
Я занимаюсь прыжками почти 20 лет, люблю их всем сердцем и хочу, чтобы люди знали об этом спорте больше. Ведь мне кажется, если ты хотя бы раз увидел вживую высокие прыжки – это не может оставить равнодушным: полеты, накал страстей в секторе. Именно поэтому я и решилась завести блог, чтобы рассказывать о нашем виде спорта.
В моей карьере было много турниров, но, несомненно, самый пока яркий – чемпионат мира-2019 в Дохе. С него я и хочу начать – надеюсь, какие-то детали, которые не показывают по телевизору, будут вам интересны.
***
Когда вспоминаю чемпионат мира – сразу перед глазами, конечно, победа, награждение, поздравления. А потом думаю о сложностях, которые сопровождали до и по ходу турнира: прошло 1,5 года, но до сих пор осталось ощущение, что там был не только праздник. Были и напряжение, давление, испытание.
У меня уже довольно долгая карьера, но ЧМ в Дохе – самый трудный по эмоциям, подготовке и ожиданиям.
Вспомнить хотя бы квалификацию. Вроде проходной момент, но у меня есть неприятная история того дня, которая, кажется, нигде не всплывала. Наверное, потому что ее затмил успешный финал.
В Дохе мы жили в огромном отеле, где поселились многие команды. До стадиона нас возили автобусы, забирали примерно раз в полчаса. Наша квалификация проходила в первый день ЧМ – то есть мы еще ни разу не были на арене, а тренировались только на стадиончике недалеко от отеля.
Уже по выездам на этот стадиончик стало понятно, что с транспортом проблемы: мы собрались на разминку, дождались автобуса – и просто не поместились, слишком много народу на остановке. Но ладно, сели на такси, доехали сами.
В день квалификации, понимая ситуацию, вышли к остановке на один автобус раньше, чтобы подстраховаться. Были я, мой тренер Светлана Абрамова и другие наши девочки Алена Лутковская и Ирина Иванова. Выходим с запасом, а на остановке человек 300 – то есть мы вообще без шансов. А скоро квалификация, и так сильно волнуюсь.
Начальник команды посадила нас в такси, дала денег и сказала таксисту название стадиона. Ну а поскольку мы ни разу там не были, то и не представляли, где конкретно нужно выйти. Разминка проходит на территории стадиона, но на отдельном разминочном поле – все автобусы подъезжают туда. А таксист просто высадил нас около одного из входов – и мы без понятия, куда идти и где именно находимся.
Стадион огромный, причем мы даже не возле него, а возле забора в 200 метрах, который его огибает. Началась паника.
Тут, я думаю, сыграл многолетний опыт: я уже знала, что лучше не включаться в эту ситуацию, потому что можно все эмоции тут и оставить. Старалась вести себя так: тренер решает проблему, а я иду куда мне скажут.
Рядом были такие же люди: точно так же сели в такси – и их привезли туда же, куда нас. Видимо, у таксистов навигатор выдает эту точку – спортсмены так же выходят и ничего не понимают. И представьте: мы вместе идем вдоль забора, ищем хоть какой-то вход, жара градусов 40…
Через 5 минут все мокрые, натыкаемся на вход, где, по крайней мере, стоят работники стадиона. Они нам объясняют, что это вход для вип-гостей, а наше поле вообще на другой стороне. Тренеры уже ругаются: что происходит?!
Благо, нашлись люди, которые хорошо владеют английским. Мы тоже владеем, но, когда ты нервничаешь и надо быстро объясняться, это сложно. В итоге к этому вип-входу пригнали машины, которые нас увезли на разминку. Идти и правда оказалось далеко – на другую сторону стадиона, по всему радиусу вдоль забора.
Нас всех потрясывало, мы уже опаздывали, мокрые и уставшие – на разминку времени практически нет. По идее нужно побегать, погнуться, поускоряться, но эту часть мы практически пропустили. Так жарко, что можно уже не разминаться – и так горячие 😁.
Слава богу, у меня была сменная одежда: я переоделась и сразу пошла на квалификацию. Это один из суперстрессовых моментов, и я довольна, что сохранила концентрацию. А когда вышла в сектор, уже совсем успокоилась. От начала и до конца этой ситуации знала, что мне нельзя тратить эмоции. А вот девчонки, как мне показалось, перенервничали: для них это и так был первый крупный турнир, а тут такое.
Потом организаторы, конечно, поняли собственную ошибку – в следующие дни к отелю подъезжало уже 3-4 автобуса сразу. Но в первый день мы испытали на себе все эти сложности.
***
Перед ЧМ я плотно работала с психологом, потому что скопился плохой опыт и надо было держать ситуацию под контролем (от редакции: на ЧМ-2017 Анжелика не взяла начальную высоту в квалификации, на ЧМ-2015 не справилась с начальной высотой в финале).
Стандартно мы общались раз в неделю, но перед и во время ЧМ созванивались чаще – когда я чувствовала, что эмоции накрывают, то проявляла инициативу. Конечно, вокруг были самые близкие люди: тренер, муж, семья, друзья. Все очень сильно поддерживали, определенный опыт уже был и у них, они знали, как себя вести со мной, как отвлечь и оградить от лишних проблем в этот период. А вот с психологом я уже обсуждала все тревоги, переживания, которые можно и нужно исправить.
В Дохе я была в отличной форме, но хотелось соединить физическое состояние с психологическим. Сколько я ни думаю о нашем виде спорта, прихожу к мысли: 60-70% успеха зависит от головы. Как бы ты ни был готов, если перед прыжком сомневаешься – скорее всего, ничего не получится. Настолько важны мелкие движения, точность в них – любая мелочь может разрушить прыжок настолько, что физическая форма уже не спасет.
У нас сложнокоординационный вид – и значит, ты обязан делать предельно выверенные движения, ни на сантиметр в сторону, ни позже, ни раньше.
У меня специфичная техника – делаю вынос (то есть опускаю шест при разбеге) не за два шага, как многие, а за три.
В основном девочки делают это иначе. Почему? Потому что женские прыжки с шестом появились позже мужских – соответственно, пришлось повторять мужскую технику. А так как мы послабее физически, то точно так же, как у мужчин, у нас не получается. Мы с тренером пытались найти небольшую компенсацию в силе, облегчить это движение.
Суть в том, чтобы в момент отталкивания, когда шест встает в ящик и ты отталкиваешься ногой вверх, оказаться в правильном положении – не перебежать, но и не догонять эту точку отталкивания.
Если ты делаешь это за два шага, то приходится удерживать шест силой, переворачивать его вниз очень быстро. Я делаю за три шага, поэтому с шестом все получается плавнее – то есть мне не надо удерживать его силой. Если делать все за три шага, то он как будто естественно опускается и падает в ящик – ты подставляешь руки и попадаешь в правильное положение.
Это позволяет сохранить скорость. Разбег ведь для чего? Чтобы перевести набранную скорость в прыжок. А если ты упираешься, как бы натыкаешься на шест, то скорость резко гасится.
***
Вспоминаю, как собиралась в комнате перед финалом. У нас номера с фамилиями крепятся на несколько мест: помимо формы еще на сумку и разминочный костюм. Сижу, прикрепляю и понимаю, что руки трясутся – не могу булавки открыть и закрыть.
Но я умею сконцентрироваться: на стадионе уже не было судорожных движений, в целом чувствовала себя комфортно. Конечно, переживала перед начальной высотой, потому что неприятные воспоминания все равно давили. Как только исполнила ее, сразу как будто груз с плеч упал.
Периоды между попытками – очень важные. С физической точки зрения нужно соблюдать баланс: и не расслабиться чрезмерно, и не утомиться. Нельзя только сидеть, иначе потеряешь тонус; но и нельзя постоянно бегать, иначе просто устанешь.
Во-вторых, важно не накручивать себя психологически. Один из моих приемов – не смотреть на чужие прыжки, это может повлиять на твое состояние. Это хороший прием, чтобы не переживать, что кто-то, например, слишком хорош; как кто-то ломает шест (такое случается редко, но все же), лучше тоже не видеть.
Еще важно думать только о том прыжке, который у тебя будет сейчас. Не считать постоянно расклады, на каком ты месте, если прыгнешь или не прыгнешь. Думаешь только о ближайшей попытке, выполняешь то, что сказал тренер. У нас все просто: ты не соревнуешься против кого-то лично – выполняй прыжок, все зависит от тебя.
Еще многие используют что-то вроде визуализации – прокручиваешь в голове прыжок, чтобы исполнить его именно таким. Но тут тоже должна быть грань. Разбег-прыжок длятся секунд 20, а между попытками может быть минут 15. И если ты за это время десятки раз прокрутишь прыжок в голове, ничего хорошего тоже, скорее всего, не будет.
***
Осознание, что я чемпионка мира, пришло, наверное, несколько месяцев спустя. Полностью привыкла только в зимнем сезоне, когда меня начали объявлять с титулом на соревнованиях.
Отдельная тема – психологическая помощь после ЧМ: недели две после, наверное, оказались для меня даже сложнее, чем до. На меня напала сильная усталость, обострилась тревожность: все хотели взять интервью, назначали миллион встреч. А я не люблю отказывать – и в какой-то момент стало понятно, что чисто физически не могу встретиться со всеми, кто просит. Мне было очень неудобно, и такой круговорот сводил с ума.
У нас так всегда: ты выиграл – в следующие две недели ты всем нужен, а потом как обычно. Я оказалась к этому не готова. Когда не могли дозвониться до меня, звонили семье, потом учителям в школе – такая одержимость, что меня это начало пугать.
Хорошо, что через несколько дней улетела в отпуск и выключила телефон – это дало мне нужную передышку. Если бы так не поступила, то какой-то срыв бы точно случился.
Кто-то от такого внимания кайфует – зависит, наверное, от темперамента. Я больше закрытый человек, не привыкла. Поначалу не отказывала никому, а когда стало совсем трудно, помогала тренер: я отправляла всех к ней, а она прекрасно отказывала 😁.
Опыт, который дал мне ЧМ – то, что было до, во время и после него – очень ценно. Перед Олимпиадой будет примерно то же самое, и я уже понимаю, какие действия помогут мне минимизировать волнение, сохранить стабильное состояние. Будем многое повторять из того, что делали в 2019-м.
Пока у меня идут сборы, я не загоняю себя мыслями об Олимпиаде, но понимаю, что она уже совсем скоро и нужно быть в полной боевой готовности.
***
Надеюсь, получится рассказывать вам что-то интересное регулярно, ведь впереди очень важный и волнительный сезон. До встречи!
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Григорий Сысоев