Блог Анжелики Сидоровой на Sports.ru
Я два раза обидно пролетела мимо Олимпиады, потеряла ощущение праздника – но может, именно такой настрой поможет мне в Токио?
Тема Олимпиады сейчас напрашивается, поэтому решила немного повспоминать основные моменты, связанные у меня с этим турниром. Конечно, про 2016 год сказано многое. Чтобы окончательно закрыть эту тему в своей голове, тот год тоже придется вспомнить😉
С этого и начнем.
***
Хорошо помню день, когда стало понятно: на Олимпиаду в Рио я не еду. До последнего надеялись, следили за судебными процессами, бесконечными заседаниями и пресс-конференциями, но…
Я узнала эту новость, когда ехала в экипировочный центр – получать олимпийскую форму. Все объявили на специальной пресс-конференции, в прямом эфире. Конечно, сильно расстроилась, ведь оставалась самая последняя капелька надежды. Именно капелька, потому что в целом-то давно было решение: нет, российские легкоатлеты не едут. Но шли разбирательства, обсуждения, и постоянно казалось, что возникает маленькая возможность.
В экипировочном центре встретились с тренером, она уже тоже все знала. В тот момент было сложно что-то обсуждать: мне начали отовсюду звонить, я выключила телефон в расстроенных чувствах – и дня три его вообще не включала.
Несколько дней спустя нас, как и всех олимпийцев, пригласили в Кремль на проводы – решили не исключать из списка.
По-моему, остальные спортсмены из-за нас немного неловко себя чувствовали: у них радостное событие, едут на Олимпиаду, и мы такие грустные ходим здесь же. С другой стороны, нам было приятно, что нас позвали – и эти же ребята поддерживали как могли. Это трогательный, приятный момент: мы все равно как будто стали частью этой команды, тоже были причастны к Олимпиаде, хоть и не так, как нам всем хотелось.
В итоге вместо Рио поехала к друзьям в Питер, чтобы переключиться. Не скажу, что это полностью получилось, но лучше так, чем смотреть Олимпиаду дома.
На этом сезон для меня закончился – эмоциональное состояние было такое, что не хотелось даже на стадион идти. Разбираться через суды – тоже ни желания, ни сил: кто может ответить на мои вопросы?
Написала пост в инстаграме
- – У меня нет слов и сил для этого больше. Это какой-то кошмарный сон. Вопиющий беспредел и я уверена, что те, кто сейчас радуются этому решению, ещё получат своё.
I was tested for doping six times for last half year, i been in IAAF doping-pool last two years, and now they are saying to me, that they don’t now: am I clean or don’t? Is it normal for our world? It turns out that yes.
There isn’t any justice, only politics and money.
And I don’t accept it.
I’m sure that people who are glad for this decision will get what they deserve.
***
Это были чистые эмоции, мне никто не предлагал, не подталкивал. Он был на английском, потому что больше предназначался иностранным спортсменам и международному спортивному сообществу. Сейчас, конечно, не думаю, что это имело хоть какой-то смысл, но держать все в себе тоже было тяжело.
Не хочется много ныть на эту тему – уже слишком много времени прошло, почти целая спортивная жизнь. Я совсем другой спортсмен, нежели 5 лет назад, поэтому стараюсь не зацикливаться на этом: «было и было», а точнее «не было и не было» 😁
Не могу сказать, что разочаровалась в олимпийском движении: это слишком громкие слова, будто претензия к большой системе, о которой я не все знаю. Но именно мое отношение к Олимпиаде – да, поменялось. Раньше она для меня была как праздник, который может случиться, возможно, раз в жизни. Событие невероятного масштаба, от мыслей о котором внутри начинали порхать бабочки. Понятно, что это очень-очень важные соревнования, но и как будто бы нечто больше. Это чувство праздника поначалу вообще сошло на нет, потом дрожь немного вернулась, но ощущения, конечно, совсем другие.
Сейчас Олимпиада для меня – самый ответственный старт, к которому я очень долго шла и должна подойти в максимально хорошей форме. Восхищения как от праздника нет – но вдруг это и хорошо? Может, эти ощущения и не нужны, может, без них выступать будет даже легче?
***
В 2020-м с Олимпиадой опять не сложилось. Но в этот раз не только у нас. Об отмене объявили так резко, что никто толком не успел ни посплетничать, ни разволноваться. Мы тренировались на сборе, не было серьезных предпосылок, что отменят настолько заранее. Разумеется, все видели и чувствовали, что ситуация накаляется, но отменить Олимпиаду за 4 месяца – как это возможно в этом мире?
По эмоциям получилось совсем не похоже на 2016-й. Сразу мысль: ну вот, опять, не судьба мне съездить на Олимпиаду. Но в этот раз обвинять кого-то было сложно, поэтому испытывала не злость и разочарование, а скорее, растерянность сквозь нервный смех.
На самом деле тут получилась двоякая ситуация. Год назад мне казалось, что я на подъеме: после победы на ЧМ-2019 получилась хорошая зима, и выглядело так, что сезон пойдет удачно. С другой стороны, сейчас вспоминаю лето 2020-ого и понимаю: ситуация в легкой атлетике была такая что, если бы Олимпиаду провели – у нас (легкоатлетов) было бы очень мало шансов туда поехать. Так что, возможно, перенос – выгодный вариант.
Даже после переворота в нашей атлетике беда: Сидорову и Ласицкене лишат нейтрального флага, если Россия не заплатит $10 млн
На этот раз вместо Олимпиады попробовала вейкборд. Вроде ничего сумасшедшего, но все равно риски есть – во время обычного сезона я бы не решилась. А так серьезных соревнований нет, можно позволить себе то, что обычно не позволяешь.
С другой стороны, совсем забивать на тренировки было нельзя. Хотя, казалось бы, зачем тренироваться, к чему готовиться? Но нет: если в подготовке выпадает сезон, то в следующем будут другие проблемы. Возвращаться к хорошей форме с нуля намного сложнее, чем если ты ее поддерживал и даже если пребывал не в лучшем тонусе. По крайней мере, потом можешь отталкиваться от какой-то точки – так что я не рассматриваю прошлый сезон как пустой.
Мы даже устраивали мини-соревнования, какие были возможны на тот момент, пытались создать имитацию сезона – чтобы не растерять форму и ощущения прыжка. Мой тренер Светлана Абрамова руководит центром по прыжкам с шестом «Созвездие» – они и провели несколько турниров. Совсем маленькие – понятно, что без зрителей, что минимум участников. Создавали атмосферу соревнований с помощью музыки, награждения, даже приглашали комментаторов.
За все лето у меня было два официальных старта – Кубок России и ЧР. В целом, по всему ощущалось, что это сезон без крупных турниров: обстановка не такая напряженная, цена ошибки меньше. Я была в неважной форме. С одной стороны, досадно: тяжело прыгать низко, если раньше прыгал высоко. С другой, были объективные причины – я не тренировалась и не прыгала довольно долго, не было времени набрать форму.
***
Надеюсь, в этом году Олимпиаду не отменят. Ситуация снова непростая: отбор будет жестким, поэтому времени для разгона по сезону очень мало. Да и когда читаю про недовольство самих японцев, сердце екает. Наверное, пока наш самолет не приземлится в Токио и я не выйду в сектор соревнований, не буду уверена на 100%, что Олимпиада для меня состоится.
Но такие сомнения не мешают подготовке, она-то идет в любом случае с расчетом на то, что все соревнования будут.
В межсезонье мне всегда сложно говорить про свою форму. Мы делаем много силовой и скоростной работы, и я прогрессирую в каких-то аспектах. Физически состояние прекрасное. Наверное, одно из лучших – тьфу-тьфу-тьфу, все пока идет по плану.
Но это не всегда работает так: ты прибавил в штанге – значит, прибавишь в прыжках с шестом. Можно быть в замечательной физической форме, но техника прыжка — это совсем другое. Оценивать форму легче, когда начинаются соревнования – только там я пойму, как идут прыжки, что нужно исправить и над чем еще поработать.
В моем случае по тренировкам этого практически не понять.
1) Есть психологический фактор. Бывает, люди на тренировках показывают больше, чем на соревнованиях. У меня наоборот: я даже не пытаюсь это делать – просто не получается, не завожусь так же. Все равно на соревнованиях бежишь чуть быстрее, все делаешь чуть с большим усилием и настроем.
2) Есть фактор технический. Обычно на тренировках прыгаю с тем шестом, с которым на соревнованиях исполняю разве что прыжок в разминке. Дальше уже нужны более жесткие. У меня большой набор шестов, обычно на соревнования беру 7 – какой-то для короткого разбега, какой-то совсем мягкий, чтобы подобрать разбег в незнакомой ситуации.
Шестов, на которых я соревнуюсь с начальной высоты, 3-4. Из них использую 1, очень редко 2 на тренировках. И еще есть 2-3 самых боевых шеста для максимальных результатов – их использую только на соревнованиях.
На тренировках мы можем прыгать через резинку, на мягком шесте – примерно на соревновательные высоты, но это все равно другое действие. Вот почему до первых стартов далеко не все можно понять. В целом по состоянию – да, можно. Но на какую высоту я готова, увидим только на соревнованиях.
Другой вопрос: будут ли там люди? Если честно, меня немного пугает их вероятное отсутствие – мне важна атмосфера, которая заряжает.
Олимпиада без болельщиков – сложно представить: каково это – прыгать на пустом стадионе? Понятно, что мы в такой ситуации иногда бываем на внутренних стартах 😁, но в целом: вот ты за границей, на крупном турнире, на огромном стадионе – и никого. Фантазия рисует, что будет гробовая тишина. Но наверняка сделают хотя бы имитацию аплодисментов, музыку. Думаю, что меня это будет волновать только в первый раз, а потом станет понятно, как это работает.
***
Первый старт планирую на конец мая в Дохе. А вообще, условно делю сезон на «до ЧР» и «после ЧР»: 2-3 старта до, потом ЧР, где определится состав на Олимпиаду – и потом, если все будет хорошо, то до Олимпиады, наверное, еще 2 старта.
В целом, это традиционный для меня график. Сейчас выбор соревнований, конечно, меньше, многие опять отменились, перенеслись на осень – но крупные турниры остаются. Мне всегда нужно больше стартов, больше прыжков. Сейчас по количеству получается примерно так же, как и всегда, глобальных перемен в графике не сделали. Такие эксперименты не для олимпийских сезонов.
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк, Григорий Сысоев; globallookpress.com/YUTAKA; instagram.com/aanzh